Морской Словарик из книги В.П.Крапивина "Фрегат 'Звенящий' "

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Ь Э Ю Я

А

А - буквенное значение флага МСС (Международного Свода Сигналов) "Альфа". По русски и по латински пишется одинаково. Сигнал этого флага означает: "У меня спущен водолаз; держитесь от меня в стороне и следуйте малым ходом
 
АБГАЛДЫРЬ - короткий кусок цепи или троса с крюком (гаком) на конце или железный прут с рукояткой и тоже с гаком. Служит для работы с якорной цепью (растащить по палубе, выта- щить из цепного ящика и т.д). Кроме того, название абгалдырь имеет снасть для растягивания по рею верхней шкаторины нижнего лиселя (см. раздел Белеет парус../Паруса)
АНКЕРОК - без этого слова не обходится ни один морской словарь. Это небольшой плоский бочонок для хранения питьевой воды. Правда нигде не написано, что анкерки были любимой посудой пира- тов и прочих морских бродяг. Прямо из анкерков эти невоспитанные личности, запрокинув головы, пили ром. Пить ром очень вредно, поэтому пираты старого образца (одноногие, одногла- зые и с кривыми абордажными кортиками) на морях повывелись. В наше время встречаются пираты современного вида - на быстрых моторных судах с автоматами. Но они, если верить слухам, ромом не злоупотребляют. Во-первых, ром теперь не тот, что прежде, а во-вторых, нынешние джентельмены удачи придерживаются принципа: не пей на работе.
АХТЕРПИК - крайний кормовой отсек, у самого ахтерштевня. Обычно служит для загрузки баллас- та в корме. Нетрудно догадаться, что, кроме ахтерпика (см.АХТЕР), на судне есть и форпик (см.ФОР).

к алфавиту

Б

Б - буквенное значение флага МСС "Браво" (в латинском алфавите буква B). Значение сигнала: " Я гружу, или выгружаю, имею на борту опасный груз". Вообщем, короче говоря, не чиркайте побли- зости спичками, а то чихнуть не успеете, как никакие другие сигналы больше не понадобятся.
БАГОР- небольшой шест с насаженным железным наконечником, на котором кроме острия, есть еще крюк. Багор служит для отталкивания или удержания судна при отходе или подходе к причалу, другому судну. А также для вытаскивания из под воды всяких потерянных предметов.
БАКБОРТ - левый борт судна. Чтобы не оттягивать дело до буквы Ш, можно сказать сразу: пра- вый борт называется штирборт. Знайте, что на бакборте судно несет красный огонь, а на штирборте - зеленый.
БОЦМАН - в переводе с голландского языка - "корабельный человек". То есть тот, который отвечает на судне за все хозяйство: за исправность корпуса, рангоута, такелажа, парусов и т.д(см.нач.раздела Белеет парус...). В ведении боцмана находятся якорное, швартовое, буксирное устройства, спасательные средства, специальное имущество на промысловых судах. Боцман рас- пределяет работу среди матросов, обучает матросским премудростям новичков, практикантов. Кстати многие капитаны могут позавидовать знаниям боцманов в знании корабельного дела.
 
БУЙ- плавучая бочка (или шар, или другое пустотелое устройство). Устанавливается на якоре и обычно служит для ограждения опасностей в открытых морских районах (мелей, затопленных кораблей и т.д.). В зависимости от своих задач буй имееют разную окраску. Иногда на них устанавливают устройства для освещения, подачи туманных сигналов и различные отличитель- ные знаки.
Маленький буй называется буёк. Буйками, например, ограждают разрешенные районы купания у пляжей.

к алфавиту

В

В - буквенное значение флага МСС "Уиски". Логичнее было бы назвать "Виски", но слово это английское, а в Англии между буквами "в" и "у" очень большое сходство. В латинском варианте этот флаг обазначается буквой "W". Означает: "Мне требуется медецинская помощь". Раньше у моряков была шуточная пословица: "Если выпил много виски, утром поднимай "Уиски".
ВАХТА - дежурство на судне и береговых станциях. Обычно корабельные сутки делятся на шесть вахт, по четыре часа каждая. Среди них самая трудная - "собачья вахта", она длится с полуночи до четырех часов, когда уж-ж-жасно хочется спать. А попробуй-ка уснуть на вахте...
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ СУДНА- то количество воды, которое вытесняет судно, которое находится на плаву. А вытесняет оно ровно столько, сколько весит само - по известному закону Архимеда. Конечно, водоизмещение порожнего и нагруженного судна - различное. Полное водоизмещение складывается из водоизмещения порожнего судна и дедвейта (см. ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ).
ВЫМПЕЛ - длинный узкий флаг с косицами или треугольной формы. У вымпелов разная расцветка и разное назначение. В военном флоте, например, поднятый на корабле вымпел означает, что корабль этот готов к выполнению своей задачи. То есть он приримает уччаастие кампании. Поэтому если говорят, что в сражении или походе было двадцать вымпелов, значит, там учавствовало двадцать кораблей. Бывают также вымпелы в МСС, вымпелы должностных лиц, судоходных компаний, различных ведомств и организаций.

к алфавиту

Г

Г - буквенное значение флага МСС "Голф" (латинское обозначение - буква G). Сигнал флага: "Мне нужен лоцман". Но если этот флаг поднят рыболовным судном в районе промысла, он говорит о том, что судно выбирает сети.
ГАВАНЬ - часть, более или менее защищенное от ветра и волнения. В гавани должна быть достаточная глубина, чтобы суда могли швартоваться у самого берега.
ГАКАБОРТ - верхняя (обычно закругленная) часть кормовой оконечности судна. На старинных судах гакаборт украшался резьбой, а иногда и скульптурами. Укреплялись там и граненные корабельные фонари.
ГАЛЬЮН - туалет на корабле. На парусных судах гальюном называется носовой свес, где устанавливалось украшение. Место красивое, но именно там находилось и то заведение, куда моряки бегали по неотложному делу.
 
ГАРПУН - оружие для охоты на морских животных. Острога, копье или дротик на длинном лине. Гарпуны метали рукой или стреляли ими из гарпунной пушки. Слабо укрепленный наконечник застревал в жертве, срывался с древка, и оно всплывало - указывало, где нырнула жертва. Будем надеяться, что гарпуны скоро сохранятся только в музеях.
ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ судна. Это та самая масса груза, на перевозку которого судно рассчитано. Различают полную грузоподъемность и чистую. Полная называется дедвейт. Это абсолютно весь груз (в том числе и люди), который судно может принять. А к чистому (или полезному) грузу относится то, что судно перевозит из порта в порт: товары, пассажиры, запасы воды и пища для них.

к алфавиту

Д

Д - буквенное значение флага МСС "Дэлта"..Латинское обозначение - буква "D". Сигнал: "Держитесь в стороне от меня; я управляюсь с трудом". Короче говоря, соваться к судну с таким флагом - себе дороже. Не послушается оно руля, и тогда ему и вам могут понадобиться флаги "Новэмбэр" и "Чарли".

ДВИЖИТЕЛЬ судовой. Устройство, с помощью которого судно движется, отталкиваясь от воды. Это винт, гребные колеса, водометное приспособление и так далее. Пожалуйста, не путайте движитель с двигателем. Двигатель - это машина, которая заставляет вертеться винты и колеса и выплевывать воду из водометного устройства. Получается, что у парусного судна движитель - парус, а двигатель - ветер.

ДРЕК. Так называется иногда маленький адмиралтейский якорь, который употребляется на шлюпках.

ДЫМСЕЛЬ. Похоже на название паруса. Но на самом деле это парусиновый щит. Его ставят впереди камбузной трубы, когда судно идет против ветра. Дымсель не дает дыму разноситься по палубе.

ДИФФЕРЕНТ. Многим известно, что такое крен. Это когда судно наклоняется на левый или правый борт. А вот наклон судна в сторону носа или кормы называется дифферентом. Слово трудное, "научное", но объясняется просто.

к алфавиту

Е

Е (а также Э) - буквенное значение флага МСС "Эко". Латинское обозначение -буква Е. Сигнал означает: "Я меняю свой курс вправо". Очень полезен в тесных гаванях, где суда должны знать друг про друга: кто куда собирается пойти.

"ЕГОР, СОРВИ ШАПКУ". Если верить одному солидному морскому словарю, так каспийские моряки называют норд-остовый ветер. Впрочем, словарь напечатан в 1939 году, с той поры, возможно, обычаи на Каспии изменились. Но норд-осты остались прежние.

к алфавиту

Ё

Ё.Флага, соответствующего букве Ё, в МСС нет.
 
ЁРШ. Квадратный железный гвоздь с зазубринами. Применяется при строительстве деревянных судов, очень прочно сидит в дереве.

к алфавиту

Ж

Ж. Русское буквенное обозначение флага МСС "Викта". Латинская буква этого флага - V. В данном случае русская и латинская буквы не совпадают. Дело в том, что латинский алфавит имеет две буквы, которые соответствуют русской В. Это W и V. А буквы Ж у иностранцев нет. Отсюда и различие. Сигнал флага "Викта" говорит о какой-то неприятности: "Мне требуется помощь". Какая именно, уточняется после.
 
ЖВАЧКА. Это вовсе не то, что вы думаете, не резинка для тренировки челюстей и пускания пузырей. Это комок пакли, обернутой в тряпку. С помощью жвачки обновляют старую окраску судна: обмакивают жвачку в краску и втирают ее в -то место, которое надо обновить.
 
ЖУРНАЛ ВАХТЕННЫЙ. Книга, в которую на военных кораблях регулярно и по порядку записывают все происходящие на корабле события. Это очень важный документ. Подобные журналы есть и на гражданских судах, только называются они иначе - судовые. Кроме того, есть на судах и кораблях специальные журналы, куда записывают данные о наблюдениях за машинами, приборами и навигационной обстановкой: компасный журнал, хронометрический журнал, машинный журнал, навигационный журнал и так далее...
 
к алфавиту

З

3 (латинская буква Z). Обозначение флага МСС "Зулу". Сигнал говорит: "Мне нужно буксирное судно". А рыболовные суда в районе промысла поднимают этот флаг, когда выметывают сети.
 
ЗЕЛЕНЫЙ ЛУЧ. Очень красивое явление в атмосфере. Когда солнце скрывается за горизонтом, оно иногда выбрасывает в ясное безоблачное небо луч удивительно чистого зеленого цвета. Случается это крайне редко. Многие моряки, проплавав всю жизнь, так и не видели зеленого луча ни разу.
 
ЗЕНИТ. Самая верхняя точка небесной сферы. Она всегда прямо у вас нал головой. Слово "зенит" вы слышали. А вот слово "надир" встречается реже. Так называется точка, противоположная зениту. Она у вас прямо под ногами. Зенит и надир соединяются отвесной линией. Что бы вы ни делали: спите, читаете, гоняете мяч, зеваете на уроках или жуете резинку - эта линия всегда и всюду проходит через вас.
 
ЗЮЙДВЕСТКА. Непромокаемая шляпа с откидывающимися спереди полями. Надевают ее при любой непогоде, а не только когда дует сырой и холодный зюйд-вест.
И. Буквенное обозначение флага МСС "Индиа" (латинская буква I). Поднятый флаг означает: "Я меняю свой курс влево". (Здесь полезно вспомнить, какой флаг поднимается при изменении курса вправо).

к алфавиту

И

И. Буквенное обозначение флага МСС "Джулиэт". Латинская буква J. Сигнал очень тревожный: "У меня пожар, и я имею на борту опасный груз; держитесь в стороне оменя".
 
ИЛЛЮМИНАТОР. Почти все знают, что это круглое окно на судне - в прочной водонепроницаемой раме с винтовыми заглушками. Но если говорить точнее, то иллюминаторы не всегда круглые. Они могут быть и овальными и даже квадратными (только обычно с закругленными краями). Главное, чтобы стекла были прочные и чтобы вода в задраенный иллюминатор не проникала. Слово "иллюминатор" похоже на другое - "иллюминация". Оно и понятно: то и другое происходят от латинского слова "люмен", что означает "свет". И круглая форма здесь ни при чем.

к алфавиту

К

К. Буквенное обозначение флага МСС "Кило" (латинская такая же - К). Сигнал: "Я хочу установить с вами связь".
 
КАБЕСТАН. Старинное название шпиля.
 
КАБОЛКА. Свитая из волокон пеньки нить. Из каболок вьются пряди, а из прядей тросы.
 
КАПЕР. Слово происходит от голландского глагола "капен", что означает "разбойничать на море". Но не надо каперов путать с пиратами. У каперов были официальные, выданные правительствами свидетельства. С этим свидетельством владелец частного, гражданского судна во время войны имел право охотиться за торговыми судами враждебной стороны. Если капер попадал в руки врага, его обязаны были рассматривать не как разбойника, а как военнопленного. Беда только в том, что после окончания войны некоторые каперы не хотели заканчивать свою охоту и тогда превращались в форменных пиратов. В случае поимки дело могло кончиться "ноком рея".
 
КАПИТАН. Главный человек на судне, его командир. Власть у него велика но и ответственность тоже: за людей, за судно, за груз. Командиров на маленьких судах официально не именуют капитанами. Но фактически они тоже капитаны. Помните об этом, если вас назначили старшим даже на самой маленькой яхте или лодке. Вы отвечаете за тех, кто вам подчиняется, и за судно.
 
КИНГСТОН. Так называют клапаны различных устройств в подводной части судна. Служат для доступа забортной воды внутрь. Вы, конечно, читали о случаях, когда моряки разбитого корабля открывали кингстоны, чтобы не сдаваться врагу. Но вообще-то кингстоны служат не для этого, а для различных технических надобностей. В небольших судах, в шлюпках кингстоны делаются в виде пробок с винтовой нарезкой. У писателя Фенимора Купера в одном морском романе есть выражение: "Что ты голосишь, как матрос в шлюпке с вынутой пробкой!" В самом деле, представьте: шлюпку спустили на воду, а пробку забыли ввинтить! Заголосишь тут...
 
КИСА. Не путайте с мурлыкающим созданием. Киса - это парусиновый мешок. На больших судах в кисах хранят флаги, а на яхтах - паруса.
 
КЛИПЕРШТЕВЕНЬ. Форштевень, плавно выгнутый вперед. Он придает носу корабля изящную форму и создает впечатление стремительности. Недаром клипера, от которых пошло название таких форштевней, были самыми быстроходными парусниками.
 
КОК. Член судового экипажа, ходит в белом колпаке, в белом переднике и с большой поварешкой. Очень важный человек, от него зависит настроение каждого человека на судне. Потому что моряк с голодным желудком - это уже не совсем моряк.
 
КРАНЕЦ. Приспособление, которое свешивается с борта судна, чтобы оно при подходе и швартовке не терлось бортом о пристань или о соседнее судно. Кранцами могут служить обрубки дерева, автомобильные шины, обрезки или мотки толстых тросов. А настоящий кранец - это мешок, набитый пенькой и оплетенный каболкой или тонким тросом. Юные. В клубе “Каравелла” даже выходила юмористическая газета "Кранцем ПО транцу". Причем в данном случае под кранцем подразумевалась вовсе не корма судна.

к алфавиту

Л

Л. Буквеннное обозначение флага МСС "Лима" (латинская буква - L). Сигнал этого флага требует: "Остановите немедленно свое судно".
 
ЛЕДОКОЛ. К парусным судам отношения не имеет. Для того, чтобы раскалывать льды, нужны не паруса, а могучие машины. И если парусник вдруг оказался во льдах, без ледокола здесь не обойтись.
 
ЛЕТУЧИЕ ПАРУСА. Паруса, которые не входят в основную парусность судна. Ставятся в дополнение к основным парусам (например, лисели) чаще всего при слабых ветрах. За исключением лиселей, летучие паруса ставятся выше основных (иногда даже на флагштоках). У них более простой такелаж, чем у основных парусов: прямые летучие паруса часто не имеют топенантов и даже брасов. Поднимается и опускается такой парус обычно вместе с реем. Некоторые словари относят к летучим парусам бом-брамсели и трюмсели, но едва ли с этим можно согласиться. Наиболее характерные из летучих парусов - летучий кливер и мунсель.
 
ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА ПАРУСА. Многие сухопутные читатели уверены, что лицевая сторона парусов та, что смотрит вперед. Мы же, мол, ходим вперед лицом. Но у парусов лицевой стороной называется та, в которую дует ветер, то есть она обращена к корме. Речь идет, конечно, о прямых парусах. У косых парусов обе стороны бывают то на ветре, то под ветром, лицевую сторону и изнанку там не различить. Говорят просто: "левая сторона" и "правая сторона".
В Морском словаре, который составлен В.Вахтиным и напечатан в конце девятнадцатого века, говорится, что у косых парусов лицевая сторона есть - это та, что обращена к правому борту. Но сейчас такое понятие устарело.
 
ЛОТ. Прибор для измерения глубины с борта судна. Бывают различных конструкций (например эхолот, измеряющий расстояние до дна с помощью звука). Самый простой лот - ручной. Он состоит из гири и лотлиня. В случае необходимости вы можете смастерить его сами. Но держите лотлинь покрепче, когда спустите гирю за борт.

к алфавиту

 

Используются технологии uCoz